Отказ от иудейской даты Пасхи

Отказ от иудейской  даты Пасхи приходится на тот же период, что и отказ от субботы (II век), и продиктован тем же мотивом – желанием отмежеваться от иудеев .  Чтобы оправдать свое почитание первого дня вместо седьмого, христиане ссылались на сотворение света Богом в первый день творения и на восход  «Солнца Правды» (Мал. 4:2). Иероним (IV век) использовал эти образы для защиты поклонения Богу в первый день недели. «Если язычники называют его Днем Солнца, мы с наибольшей готовностью признаем его таковым, поскольку именно в этот день в мире появился свет и взошло Солнце Правды».  То есть христиане пытались найти хоть какое-нибудь библейское оправдание почитания первого дня недели.

Из этого следует, что утверждения православных богословов, что первый день недели стал праздноваться со времени вознесения Христа, лишены исторических подтверждений.

Библейский аргумент. Мы рассмотрим библейские тексты, приводимые православными, чтобы понять указывают ли они на празднование первого дня недели первоапостольской церковью.

1.Деян. 20:7  «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи».

Контекст этих слов указывает, что это была не обычная регулярная встреча, а собрание посвященное отъезду Павла. На утро апостол должен был отправиться в путь, и поэтому была устроена прощальная встреча. Она началась в субботу вечером. Поскольку по Библии день начинается с вечера, то вечер субботы это уже начало первого дня недели. Это собрание продолжалось с вечера до раннего утра, когда Павел отправился в путь. Исходя из характера этой встречи, нельзя делать вывод, что Лука описывает здесь регулярное богослужение в первый день недели. Описания этой встречи (7-11 стихи) объясняет, почему Лука упомянул о ней в своем повествовании. Во-первых, во время нее произошло чудо воскрешения, которое Павел совершил с юношей Евтихом. И, во-вторых, указание дня недели дает важный ориентир для точности описания путешествия Павла. Таким образом, особенный характер этого собрания, не позволяет рассматривать его как  свидетельство в пользу соблюдения воскресенья.

2.1 Кор. 16:2  «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает   у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду».

Некоторые христиане считают, что этот текст свидетельствует о соблюдении воскресенья. Мы постараемся внимательно посмотреть на него и понять, так ли это. Речь здесь идет о том, что Павел собирал средства по церквям, чтобы помочь бедствующей церкви в Иерусалиме. Язык, используемый Павлом здесь, свидетельствует, что здесь не идет речь о богослужении. Апостол говорит, что «каждый из вас» пусть отлагает средства, что указывает на личностный характер повеления. Павел призывает не собирать, а каждому отлагать средства, и это описывает индивидуальное действие, а не коллективное. Об этом же говорит и то, где Павел сказал совершать откладывание денег. Он пишет, чтобы каждый откладывал и сберегал «у себя» то, что смог пожертвовать. Это так же, описывает жертвование средств, как личное дело, совершаемое у себя дома. Павлу незачем было призывать откладывать деньги в первый день недели у себя дома, если все христиане собирались в этот день на богослужение.

3.Откр.1:10 «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний».