Нравственное начало

Нравственное начало субъективно по выбору своего направления, но не цели. Самая автономическая, самая независимая мораль рационалиста не обходится без эмпиризма; мораль, как сказано, автономична по избранному направлению воли, по самой способности человека к нравственным ощущениям, но не по объекту своих стремлений, который (т. е. Бог и все сознательные существа) должны открыться человеку эмпирически. …Из этого факта явствует, что наше нравственное сознание для своего полного раскрытия нуждается в объективном подтверждении, в объективном разъяснении своих стремлений. Необходимо эмпирическое знание объективного нравственного миропорядка, – соотношение с объектом которого и признание этической ценности за этим последним. A priori мы можем искать Бога и человека, требовать их бытия, но иметь у в е р е н н о с т ь в бытии их мы можем только при помощи О т к р о в е н и я, жизненного и ученого опыта. В Откровении наше нравственное сознание встречает искомое a priori содержание и утверждает его не только как объективно существующее, но и как бесконечно ценное для него именно, как руководительное начало нравственной жизни.
…Вера есть выражение согласия воли следовать нравственному сознанию, нашедшему объективное утверждение своих постулатов в Откровении: “кто хочет творить волю Его (Божию), тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от себя говорю” (Ин. 7, 17). Пр. Исаак Сирин раскрывает эту мысль: есть ведение, предшествующее вере и есть ведение, порождаемое верой. Есть ведение естественное, различающее добро от зла, и оно именуется естественною рассудительностию, которою мы естественно б е з науки распознаем “добро и зло”. Сию рассудительность Бог вложил в разумную природу: при помощи же науки она получает приращение и дополнение. Сею рассудительностию можно нам обретать путь Божий. Сим приобретаем познание, чтобы различить добро и зло и приять веру” (Митр. Антоний Храповицкий). Вера как д о в е р и е вечным ценностям Откровения (как наш нравственно-возрождающий одушевляющий Идеал), зависит первостепенно не только от познания исторических фактов, их критики и апологетики (зависящее от количества познаний и эмпирических способностей исследователя), но более – от нашего личного нравственного с о с т о я н и я, внутреннего п р е д у г о т о в л е н и я и духовного н а с т р о я, облика и вектора души, общей жизненной установке, свободного стремления следованию им, – и в этом заключается её свобода.
Хотите, чтобы ваши дети не скучали на празднике? Тогда аниматоры на детский праздник – это самое то! Пригласите и наблюдайте за тем, как развлекаются дети.